Лето
Tityos Leto Louvre G42.jpg
Мифология древнегреческая религия
Пол женский
Отец Кей
Мать Феба
Братья и сёстры Астерия
Дети Аполлон и Артемида[1]
В иных культурах Латона[d]

Художник Пентисилеи. Аполлон, убивающий Тития, покусившегося на Лето, и неизвестная богиня (Лето или Гея)

Ле́то, иногда Лето́ (др.-греч. Λητώ), дорийская форма Лато, римская Латона[⇨] — в древнегреческой мифологии — титанида[2] дочь титана Кея и Фебы[3], возлюбленная Зевса вне брака, мать близнецов Аполлона и Артемиды[4][5].

Родилась на острове в Океане против страны кельтов, почему там почитают Аполлона, и царствуют там Бореады[6].

Содержание

Рождение детей

Зевс овладел ей, превратившись в перепела[7]. Когда Лето пришло время родить, ревнивая Гера запретила земной тверди дать роженице место для родов.

По наиболее известной версии, Гера преследовала её по всей земле, и лишь на острове Делос у озера она родила Артемиду, а с помощью Артемиды — Аполлона[8].
Вариант: когда Лето настигал Пифон[9], по приказу Зевса Борей перенёс Лето на Делос, где она, держась за оливу, родила Аполлона и Артемиду[10]. Либо Борей принёс её к Посейдону, а тот перенёс её на Ортигию и закрыл остров волнами. Пифон не нашел его, и тогда Посейдон вернул остров наверх[9].
Вариант: Лето обратилась за помощью к плавучему острову Делос — тем самым формально обходился запрет Геры, — обещая в награду прославить его. Делос дал возможность Лето родить детей на его берегах. Однако Гера запретила Илифии-родовспомогательнице помогать своей сопернице. Лето мучилась схватками несколько дней: многие богини собрались вокруг неё, сочувствуя, но не в силах ничего сделать. Илифия согласилась помочь только после поднесения богинями дара. По одной из версий мифа, Илифия задержала рождение только Артемиды уже после успешного появления на свет Аполлона. По другой — Артемида родилась первой и сразу же начала принимать у матери роды своего брата Аполлона. После успешного рождения Аполлона и Артемиды остров Делос стал, наконец, неподвижным.

Перед этим Лето развязала пояс, собираясь родить, в Зостере (Аттика), где был её жертвенник[11]. Согласно Клеарху, она пришла из Халкиды на Эвбее в Дельфы и родила там Аполлона и Артемиду у пещеры Пифона[12].

Либо Зевс превратил её в перепелку и отправил на остров[13]. По другому рассказу, Лето пришла за 12 дней из страны гипербореев на Делос в облике волчицы[14]. По Аристону Александрийскому, она родила детей у источника Ортигия в Эфесе[15]

Два ствола, которые она держала при родах, показывали на Делосе[16]. Купалась после родов в реке Кенхрий в парке Ортигия в Эфесе[17].

Родив детей, она скиталась по Ликии и просила воды у местных жителей. Но они замутили воду в озере Мелита, и Лето превратила их в лягушек[18] (по ошибочной версии, это была Деметра[19]). Она омыла детей в реке Ксанфе[20].

Другие предания

Когда боги бежали в Египет, она превратилась в землеройку[21]. Покровительствует перепелкам[22]. В Дельфах ей посвящают репу, которой ей захотелось[23]. С вершин Тайгета Лето смотрела на охоту своей дочери[24].

Лето считается символом материнства, материнской любви и почитания детьми. По некоторому толкованию, её образ представляет собой образ богини-матери, прославленной в детях[25].

Оскорблённая в материнских чувствах фиванской царицей Ниобой, обладательницей многочисленных сыновей и дочерей, Лето обратилась к своим детям Аполлону и Артемиде с требованием отмщения, и те поразили стрелами всех детей обидчицы.

Ей посвящён XXXV орфический гимн.

Соответствия в других мифологиях

Римская мифология

В римской мифологии Лето соответствует Лато́на (Лато́). На печати Мецената изображена в виде лягушки[26].

В честь Латоны назван астероид (639) Латона, открытый в 1907 году.

Славянская мифология

Б. А. Рыбаков сближал Лето и Латону со славянской богиней Ладой[27].

См. также

Её именем назван астероид (68) Лето, открытый в 1861 году

Примечания

 

  • Любкер Ф. Ἄρτεμις // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 163–164.
  • Гомер. Одиссея VI 106
  • Гесиод. Теогония 404—406; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 67, 2
  • Лето, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гесиод. Теогония 918—920
  • Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 47, 2, ссылка на Гекатея Абдерского
  • Схолии к Пиндару. Пифийские песни Введ. // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.412
  • Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1
  • Гигин. Мифы 140
  • Гигин. Мифы 53
  • Павсаний. Описание Эллады I 31, 1; Гиперид, фр.71 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.528
  • Афиней. Пир мудрецов XV 701с-d // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.409
  • Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия III 73 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.663
  • Аристотель. История животных VI 35 (183); Элиан. О природе животных X 26 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.571
  • Тацит. Анналы III 61; Схолии к Пиндару. Немейские песни I 10 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.75
  • Овидий. Метаморфозы XIII 635
  • Страбон. География XIV 1, 20 (стр.639)
  • Овидий. Метаморфозы VI 339—381; Антонин Либерал. Метаморфозы 35, 4; Первый Ватиканский мифограф II 85, 1
  • Первый Ватиканский мифограф I 10, 2
  • Антонин Либерал. Метаморфозы 35, 2
  • Антонин Либерал. Метаморфозы 28, 3
  • Солин 11, 20
  • Полемон, фр.36 Преллер
  • Павсаний. Описание Эллады III 20, 5
  • керн
  • Плиний Старший. Естественная история XXXVII 10

Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1994. — 610 с. — ISBN 5020095850.

 

Реклама